Главная » 2014 » Январь » 17 » Экологи
15:13
 

Экологи


представители общественных организаций, Государственной Думы РФ, Администрации Ростовской области, Администрации муниципального образования «Город Волгодонск», Волгодонской городской Думы, Государственной корпорации «Росатом», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект»).

Председатель: Милосердов Александр Михайлович, заместитель Главы Администрации города Волгодонска по городскому хозяйству.

Ведущий общественных слушаний: Директор Волгодонского института (ф) ЮРГТУ (НПИ), профессор Руденко Валентина Анатольевна.

Секретари: Жидкова Марина Николаевна, Крыжановский Дмитрий Владимирович.

При проведении общественных слушаний осуществлялась видео и аудиозапись всех выступлений (Приложение № 10 к настоящему Протоколу).

Слушали:

1 . Председатель: Милосердов Александр Михайлович, заместитель Главы Администрации города Волгодонска по городскому хозяйству.

Открыл общественные слушания, ознакомил с повесткой общественных слушаний и об инициаторе их проведения. Представил себя, ведущего и секретарей общественных слушаний. Дополнительно проинформировал о сроках доступности предварительного варианта материалов ОВОС строительства и эксплуатации энергоблоков № 3,4 Ростовской АЭС, о количестве заседаний оргкомитета, о проведенных встречах с общественностью, о поступивших замечаниях и предложениях. Отметил, что задать вопросы смогут все участники, как присутствующие в большом зале (место непосредственного проведения), так и присутствующие в малом зале, где ведется радиотрансляция. Пригласил на сцену Президиум общественных слушаний: Руденко Валентину Анатольевну, Директора Волгодонского института (ф) ЮРГТУ (НПИ) - Ведущего; Конышева Игоря Валерьевича, Директора Департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом», ответственного секретаря Общественного совета Госкорпорации «Росатом»; Барановского Сергея Игоревича, Президента Российского Зеленого креста, Председателя Российского Экологического Конгресса, доктора технических наук, профессора, академика РАЕН, заместителя Председателя Общественного совета Госкорпорации «Росатом»; Зайцева Константина Борисовича, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике.

2. Ведущий общественных слушаний: Директор Волгодонского института (ф) ЮРГТУ (НПИ), профессор Руденко Валентина Анатольевна.

Отметил, что общественные слушания проводятся в соответствии с регламентом проведения общественных слушаний, утвержденным 11.02.2009 г. на заседании оргкомитета (Приложение № 2 к настоящему Протоколу). Представил руководителей присутствующих на общественных слушаниях, огласил основные положения Регламента.

Пригласил первого выступающего, напомнив всем присутствующим о возможности задавать во время выступления докладчиков в письменной форме вопросы, а также сообщать о желании выступить по теме общественных слушаний.

Выступили:

1. Чистяков Владимир Николаевич, ОАО Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект».

Напомнил, что организована радиотрансляция, и вопросы могут задаваться любыми участниками слушаний.

Кратко рассказал об истории строительства АЭС в Ростовской области, отдельно остановился на истории разработки раздела ОВОС. Отметил, что строительство энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006г. № 605. Рассказал о необходимости и причинах строительства атомной станции, отдельно остановившись на таком основании, как энергодефицит на .территориях юга страны, выгодности строительства АЭС (с экологической и экономической стороны, например, по сравнению с ТЭС).

Рассказал о принятии решения о строительстве энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭСО, разработке проекта. Особо остановился на основных проектных решениях, использованных в проекте энергоблоков № 3, 4, его характеристиках: сейсмических и сейсмотектонических, уровне безопасности. Более подробно рассказал о барьерах обеспечения безопасности при возможном выходе веществ, о свайной защите, контроле за посадкой и креном, о системе противопожарной защиты.

Остановился на проектных решениях по обращению с радиоактивными отходами. Отметил, что предусмотренная в проекте технология обращения с отходами хорошо отработана, используется на многих атомных станциях.

Рассказал, что основное отличие от проектов энергоблоков № 1, 2 заключается в гидротехнической части проекта: пруд-охладитель будет использоваться только для энергоблоков № 1 и 2, для энергоблоков № 3 и 4 будет использоваться оборотная циркуляционная система с использованием башенных испарительных градирен.

Рассказал о целях, задачах проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Дал общую экологическую оценку состояния окружающей среды района строительства Ростовской АЭС. Отметил, что радиационное состояние окружающей среды в районе размещения Ростовской АЭС является удовлетворительным. Сделал вывод о том, что рассматриваемая площадка Ростовской АЭС соответствует нормативным требованиям безопасного размещения атомных станций (в том числе, по аэрометеорологическим, геологическим, гидрологическим, экологическим, социально-экологическим и др. факторам).

Отметил, что негативное воздействие на окружающую среду при строительстве АЭС, как и при строительстве любого крупного промышленного объекта, неизбежно. Дал характеристику основным факторам воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС. Отдельно остановился на радиационном воздействии на компоненты окружающей среды и население, отметив, что при эксплуатации АЭС такое воздействие не превышает установленных доз облучения. Проинформировал о противорадиационных мерах, которые применяются при авариях на АЭС (в том числе, о санитарной защитной зоне и зоне наблюдения), о защитных мероприятиях при проектных и запроектных авариях.

Рассказал о работе градирен и влиянии их на водные ресурсы, о влиянии брызгальных бассейнов, отметив, что система брызгальных бассейнов является полностью изолированной. Применительно к водным ресурсам сделал вывод о том, что воздействие водоема-охладителя в основном стабилизируется после пуска энергоблока № 2 Ростовской АЭС (дополнительное подтопление, фоновая минерализация воды, тепловое воздействие на воды Цимлянского водохранилища); максимальная концентрация радионуклидов в воде в процессе эксплуатации будет гораздо ниже допустимых уровней; не предвидится существенное загрязнение подземных вод, как при эксплуатации, так и при проектных и запроектных авариях. Проинформировал о воздействии на окружающую среду градирен, оценив их воздействие как незначительное.

Остановился на характеристике систем контроля за окружающей средой, отметив, что ведется комплексный мониторинг воздействия на окружающую среду АЭС (остановился на его организации). Рассказал о финансовых средствах, предусмотренных в сводке затрат на строительство энергоблоков № 3,4 Ростовской АЭС.

Подводя итог, сделал вывод, что дополнительная нагрузка на экосистему пункта размещения Ростовской АЭС, и региона в целом, находится в пределах требуемых норм и правил атомной энергетики и федерального законодательства, а системы контроля и наблюдения позволяют обеспечить соблюдение данных норм и правил.

2. Добрынин Дмитрий Владимирович, начальник отдела Геоинформационных систем ООО «ВНИИАЭС - Проектный офис».

Проинформировал, что применительно к сейсмической устойчивости имеются официальные нормативы. Дал характеристику некоторым сейсмическим показателям (относительно балльности, зон разломов и др.). Обозначил, что имеется ряд организаций (как государственных, так и частных), которые занимаются изучением сейсмических показателей в Ростовской области и России в целом, на основании исследований которых и был подготовлен доклад.

Дал понятие и характеристику видам землетрясений, сейсмическим источникам, прохождению волны. Отдельно остановился на реакции на землетрясение грунтов, их характеристику (виды).

Отметил, что ведется многоуровневый постоянный мониторинг сейсмической обстановки (на международном, национальном уровне, ДСР, микрорайонирование). Рассказал о порядке проведения сейсмического районирования, дал характеристику сейсмической обстановки применительно к району строительства Ростовской АЭС (в том числе по активности разломов). Проинформировал о способах наблюдения и учета основных сейсмических показателей и дал им характеристику в рамках района расположения Ростовской АЭС (отметив, что Ростовская АЭС расположена в соответствии с требуемыми сейсмическими требованиями).

Реплика из зала.

Ведущий попросил соблюдать установленный Регламент.

Подводя итог, Добрынин Д. В. дал общую информацию по основным показателям применительно к сейсмической обстановке в районе размещения Ростовской АЭС

3. Фирсов Виктор Александрович, Мэр города Волгодонска.

Поприветствовал участников общественных слушаний. Сказал, что сегодня прозвучат темы, касающиеся не только негативного воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации 3 и 4 энергоблоков, но и вопросы льгот 30-ти километровой зоны, за электроэнергию, социального страхования жителей, медицинского обслуживания, безопасной эксплуатации АЭС, благотворительности. Подчеркнул, что вопросы качества строительства 3 и 4 блоков волнуют всех горожан, включая и работников атомной станции, жителей соседних территорий. Отметил, что хотелось бы, чтобы присутствующие с пониманием отнеслись к порядку проведения общественных слушаний, услышали друг друга, и нашли пути решения озвученных вопросов.

Ведущий на поступивший из зала вопрос от Гарина Вадима Михайловича, председателя Ростовского общественного экоцентра, будет ли предоставлено ему слово, уверила зал, что согласно утвержденному регламенту общественных слушаний слово будет предоставлено всем участникам, пожелавшим выступить по теме общественных слушаний.

4. Горская Ольга Ивановна, Начальник отдела контроля экологической безопасности Волгодонской АЭС.

Проинформировала об итогах мониторинга окружающей среды в районе размещения Волгодонской АЭС за 8 лет эксплуатации энергоблока №1. Отметила, что в рамках соблюдения природоохранного законодательства в данном районе выполняется комплексный радиационный экологический мониторинг, а также производственный радиационный экологический контроль. Рассказала о содержании данных видов наблюдений, организациях, которые выполняют их. Проинформировала, что результаты таких наблюдений фиксируются в технических отчетах. Более подробно рассказала о порядке проведения производственного экологического контроля на Волгодонской АЭС, пояснив, что он выполняется по нерадиационному и радиационному факторам, отметив также, что выполняется и инструментальный контроль качества воды водоема-охладителя Цимлянского водохранилища.

Отметила, что результаты таких исследований дают основание сделать вывод, что водоем-охладитель в течение 8 лет эксплуатации не претерпел существенных изменений и не оказал отрицательного воздействия на Цимлянское водохранилище.

Остановилась на химическом содержании вод Цимлянского водохранилища и водоема-охладителя, отметив, что содержание сульфатов и хлоридов в водоеме-охладителе не влияет на их содержание в Цимлянском водохранилище.

Рассказала, что имеются специально разработанные Правила эксплуатации водоема-охладителя, и они соблюдаются. Остановилась на некоторых основных экологических показателях водоема-охладителя и Цимлянского водохранилища: температурный режим вод, тепловое воздействие, содержание азотсодержащих веществ, содержание биогенных веществ и др. Рассказала о водопотреблении станции, фактической фильтрации через тело дамбы. Отметила, что за весь период эксплуатации энергоблока № 1 выброс вредных химических веществ не превышал установленных нормативов, а при пуске энергоблоков № 3 и 4 не потребуется пускорезервная котельная, что позволит в 95 раз сократить выброс вредных химических веществ в атмосферный воздух.

Проинформировала о затратах на текущий и капитальный ремонт основных производственных фондов природоохранного назначения, на выполнение мероприятий по обеспечению мероприятий по экологической безопасности. Рассказала о порядке и способах проведения мероприятий по радиационному контролю. Отметила, что по результатам независимого мониторинга санитарной зоны и зоны наблюдения радиационная обстановка в данных зонах за период эксплуатации первого энергоблока не изменилась.

Более подробно остановилась на показателях и способах радиационного контроля, используемом оборудовании.

Подводя итог, сообщила, что радиационный экологический уровень окружающей среды остался неизменным по отношению к состоянию нулевого фона предпускового периода, состояние радиационной экологической безопасности в районе размещения Ростовской АЭС за период эксплуатации энергоблока № 1 показывает достаточность и эффективность организационных и технических мероприятий, предусмотренных в проекте. За период эксплуатации не было отклонений от пределов и условий безопасной эксплуатации.

5. Романов Владимир Васильевич, заместитель Руководителя Федерального медико-биологического агентства - Главный санитарный врач по обслуживаемым объектам и обслуживаемым территориям.

Дал характеристику федерального медико-санитарного агентства, рассказал о его структуре и полномочиях, принимаемых актах.

Рассказал об основных факторах влияния на окружающую среду эксплуатации АЭС. Рассказал о радиационной обстановке на АЭС в России в целом и в районе деятельности Волгодонской АЭС в частности. Отдельно остановился на нормах радиационной безопасности Цимлянского водохранилища, а также содержании радионуклидов в продуктах питания, содержание радионуклидов в почве. Дал оценку окружающей среды по основным показателям изменения радиационной обстановки в районе Волгодонской АЭС.

Поводя итог, сообщил, что радиационно-гигиеническая обстановка в районе деятельности Волгодонской АЭС не претерпела изменений со времени строительства и ввода в эксплуатацию первого блока, отсутствуют значимые различия в значениях однотипных параметров радиоактивного, загрязнения объектов окружающей среды, полученных в период пуска и в период эксплуатации атомной станции. Радиационный риск для населения, проживающего в районе расположения атомной станции, находится в области приемлемого риска.

Отметил, что на данный момент разработана и используется методика проведения комплексного мониторинга здоровья населения, проживающего в районе размещения АЭС.

Ведущий сообщил, что из зала поступают записки с вопросами, когда будет предоставлено слово для выступлений остальным участникам слушаний. Ведущий напомнил, что в начале проведения мероприятия все были проинформированы, что порядок проведения общественных слушаний был утвержден оргкомитетом, согласно которому вначале выступают заявленные специалисты, а затем слово предоставляется иным участникам, подавшим заявку на выступление.

6. Шандала Наталья Константиновна, заместитель Генерального директора ФГУ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна», доктор медицинских наук.

Рассказала об истории осуществления контроля за здоровьем населения, проживающего в районе АЭС, и персонала АЭС в целом и районе Волгодонской АЭС в частности.

Указала, что имеется специальный способ наблюдения за состоянием здоровья населения (комплексный гигиенический мониторинг), при котором ведется комплексное наблюдение за состоянием здоровья, окружающей средой и выявлением между ними причинно-следственных связей. Рассказала о методологии проведения данного специального мониторинга, используемых показателях. Отметила, что наблюдение за персоналом Волгодонской АЭС (категории, которая непосредственно близка к ионизирующим источникам) не выявило связи между возникновением временной утраты трудоспособности и ионизирующими факторами.

Дала оценку основных медицинских показателей здоровья населения в районе Волгодонской АЭС и рассказала о результатах наблюдения за ними (рождаемость, заболеваемость, смертность, заболеваемость злокачественными образованиями, инфекционные и паразитарные болезни, врожденные пороки развития и др.). Отдельно остановилась на здоровье детей и его оценке, на репродуктивном здоровье.

Особо отметила, что реальные выбросы радиоактивного йода не превышают пределы допустимых выбросов. Охарактеризовала последствия выброса радиоактивного йода в случае аварии, а также проводимые исследования для оценки состояния щитовидной железы.

Сообщила, что их агентством были сделаны замечания на материалы ОВОС строительства и эксплуатации энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС, отметила важность комплексного подхода к наблюдению за здоровьем населения.

Ведущий огласил список желающих выступить по теме общественных слушаний согласно поступившим заявкам и представил слово для выступлений.

1. Никифоров Виктор Николаевич (к.т.н., заместитель директора по науке Волгодонского института (ф) ЮРГТУ (НПИ), регистрационный номер -1530).

Рассказал, что в ВИ ЮРГТУ имеется коллектив, занимающийся вопросами обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности оборудования АЭС. Отметил, что за период 30-летней эксплуатации АЭС с типом реактора - ВВЭР-1000 данные реакторы показали свою надежность.

Рассказал о работе оборудования, его обслуживании. Высказал пожелание, чтобы используемое на АЭС оборудование было диагностируемым. Высказал свое мнение о том, что альтернативы атомной энергетики нет, введение в строй АЭС является насущной необходимостью.

2. Гарин Вадим Михайлович (председатель Ростовского общественного экоцентра, профессор заведующий кафедрой РГУПС, регистрационный номер -152).

Высказал свое мнение об организации общественных слушаний. Рассказал о результатах проведенных общественных экологических экспертиз в рамках строительства Ростовской АЭС. Сообщил, что заключение проведенной общественной экспертизы передано в оргкомитет, и надеется на его тщательное рассмотрение. Высказал свое мнение о прозвучавших докладах.

Дал собственную оценку представленному для ознакомления предварительному варианту материалов ОВОС, отдельно остановился на вопросах, касающихся экологической характеристики р. Дон, водоема-охладителя, подземных вод и др.

Сообщил, что согласно переданному им заключению, анализ данных в ОВОС основывается на устаревших данных по водности и загрязнению р.Дон и Цимлянского водохранилища, абсолютно проигнорировано современное состояние водоемов и очевидные тенденции их развития, не решены вопросы утилизации отходов и др. Напомнил о существовании заключения, которое ограничивает строительство Ростовской АЭС двумя энергоблоками. Высказался, что материалы ОВОС не доработаны, в них представлены поверхностные решения, имеются противоречия, не решены многие вопросы, считает выводы об энергопотребности юга неверными.

Сообщил о содержании прошедшего в Администрации Ростовской области совещания, на котором рассматривался проект оценки опасных природных процессов на территории Ростовской области в береговой зоне Таганрогского залива и Нижнего Дона в целях разработки мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

3. Бубликова Ирина Альбертовна (к.т.н., заведующая кафедрой защиты окружающей среды ВИ ЮРГТУ, регистрационный номер -1067).

Высказала свое отношение к уже эксплуатируемому первому энергоблоку. Рассказала о проводимых исследованиях онкологической заболеваемости в районе строительства Ростовской АЭС. Отметила, что тенденция роста онкологических заболеваний напрямую с атомной станцией не связана, имеется ряд других факторов воздействия; необходимо рассматривать и искать все причины такого роста и бороться с причинами, а не просто перекладывать ответственность на атомную станцию.

Высказала свое мнение о важности проводимых комплексных исследований и контроля.

Пригласив следующего выступающего (Жилкина Н. В.), Ведущий, отвечая на поступившую записку от Ожаровского А. В., заверил, что ему также будет предоставлено слово для выступления.

4. Жилкин Николай Васильевич (руководитель Межрегиональной ОО «Зеленая волна», регистрационный номер -1539).

Отметил, что Заказчик - ОАО «Концерн Энергоатом» выбрал неприемлемую для большинства волгодонцев тактику психологического давления: формирование состояния благостной безопасности АЭС, как спасительницы экологической чистоты. Вокруг строительства Ростовской АЭС выстраивается мнение, что от жителей ничего не зависит при строительстве атомной станции. Пример подал руководитель Росатома Кириенко В.С., который в ответе руководителям области сообщил, что решение о строительстве принято, льготы для жителей 30-км зоны не предусмотрены. Получается, в день на одного жителя Ростовской области выделяется 1 рубль, что является очень незначительной суммой с учетом возможных негативных последствий.

Сообщил участникам общественных слушаний, что через СМИ формируется мнение, что Общественная палата и большинство жителей города поддерживают строительство Ростовской АЭС, хотя Общественная палата не принимала никаких решений. Избегая режима дискуссий, представителями АЭС выбрана тактика подкармливания СМИ города методом публикаций, мощной рекламы. Критика в адрес АЭС блокируется в средствах массовой информации. СМИ не были опубликованы материалы общественной организации «Зеленая волна» о слабых местах атомной станции.

Проинформировал собравшихся, что изначально площадка под строительство станции была выбрана неудачно, т.к. Цимлянское водохранилище и река Дон, являются объектами республиканского значения, обеспечивают миллионы людей региона питьевой водой, рыбопродуктами и полив сельхозугодий.

Отметил, что Заказчик 3 и 4 энергоблоков АЭС согласовал реакторные установки без улавливателей радиоактивного расплава, без двойной защитной оболочки, которые применяются в Китае и Индии. Таким образом, на АЭС возможны аварии, которые могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Большинство населения г. Волгодонска против строительства 3 и 4 энергоблоков. «Зеленая волна» обратилась в Волгодонскую городскую Думу по вопросу проведения официального опроса жителей о необходимости строительства Ростовской АЭС.

Реплики из зала.

Ведущий напомнил, что на все поступившие вопросы будут даны ответы чуть позже.

Жилкин Н. В. сослался на публикацию в СМИ в начале 1999 года, в которой говорилось о неприятии и боязни общественности атомной энергетики, считает, что строить атомные станции можно в экспериментальном порядке, но не в массовом.

5. Шалимов Владимир Николаевич (к.т.н., доцент, регистрационный номер -1743).

Сообщил, что при анализе материалов «Оценки воздействия на окружающую среду 3 и 4 энергоблоков Ростовской АЭС» руководствовался Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии № 372 от 16 мая 2000 года, учитывая при этом важнейший принцип, изложенный в итоговых материалах конференции ООН в Рио-де-Жанейро по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Он гласит: «Экономика — это не только удовлетворение материальных потребностей, а экология — это не только охрана природы». Отметил, что из этого анализа следует, что разработчик формально выполнил практически все требования названного положения. В материалах ОВОС подробно охарактеризовано экологическое состояние всех сред, на которые может оказать влияние четырехблочная АЭС, констатируются масштабы и скорости негативных сукцессионных процессов Цимлянского водохранилища и водоема-охладителя В о АЭС. Однако, анализ причин этих негативных изменений в ОВОСе отсутствует. Так, в водоеме-охладителе уже сегодня имеет место превышение рыбохозяйственного ПДК по сульфатам, марганцу и меди, а при введении в эксплуатацию еще трех энергоблоков их содержание будет возрастать. Сказал, что непонятно, из каких соображений в ОВОСе прогнозируется рыборазведение в водоеме-охладителе как составная часть энергобиологического комплекса. В материалах ОВОС рассматриваются различные варианты максимальных проектных и запроектных аварий. Все эти варианты связаны с разрушением тех или иных элементов одной из ядерных энергетических установок и выбросом в окружающую среду определенного количества радионуклидов. При этом, в случае запроектной аварии, предусматривается гипериодирование иодидом калия населения 30-километровой зоны и персонала АЭС. Непонятно, как будет решаться вопрос обеспечения населения этим препаратом, если уже при эксплуатации первого блока возникли проблемы с утилизацией просроченного препарата и закупки новой партии.

Сообщил, что упущением разработчика ОВОС является то, что в этом документе не учитывается еще один вариант запроектной аварии, а именно, вероятность обезвоживания чаши Цимлянского водохранилища в случае прорыва ее плотины. После более чем полувекового периода ее эксплуатации требуется капитальная реконструкция этого объекта. Думаю, что и ВоАЭС, и концерн «Росатом» должны быть заинтересованы в сохранении водохранилища. Волгодонское отделение Всероссийского общества охраны природы сформулировало предложения по этой проблеме и готово к сотрудничеству.

Отметил, что в ОВОСе для всех четырех блоков предлагается одноканальный контроль выбросов радионуклидов через вентиляционные трубы, являющийся, по сути, ведомственным. Поэтому проверить достоверность, приводимых в данном документе крайне малых величин радиоактивных выбросов при нормальной работе энергоблоков, не представляется возможным. Следовало бы, по примеру стран Евросоюза, предусмотреть двухканальную систему, с тем, чтобы эту информацию в режиме реального времени получали бы не только службы радиационной безопасности ВоАЭС и Росатома, но и государственные органы Ростовской области или Южного Федерального округа, осуществляющие экологический контроль. Это значительно повысило бы степень доверия населения к распространяемой в СМИ информации об экологической безопасности ВоАЭС.

Особо подчеркнул, что никуда не годится, когда в 10 томе ОВОС в разделе - «Социально-экономические последствия строительства и эксплуатации АЭС» на листах 6-32 приводятся явно устаревшие данные, относящиеся к периоду 1993-1997 годов. Можно предположить, что этот материал механически перенесен из предыдущего ОВОСа, разработанного к Государственной экологической экспертизе 2000 года по двухблочному варианту АЭС. Только по этой причине уже следовало бы вернуть рассматриваемый сегодня документ на доработку. Иначе, если его проанализируют не заангажированные эксперты Государственной экологической экспертизы, степень их доверия ко всей представленной на экспертизу документации резко упадет.

6. Жовнерчук Ирина Станиславовна (молодежный сектор общественной палаты г. Волгодонска, регистрационный номер - 1744).

Высказалась о необходимости строительства Ростовской АЭС. Отметила, что при строительстве АЭС необходимо не забывать о социальных проблемах: высказалась о необходимости уделить особое внимание студенчеству, предложила ввести институт стажерства для выпускников вузов г. Волгодонска. Остановилась, на проблеме обеспечения жильем работников АЭС, а также на необходимости развития культурной сферы вокруг строящейся станции.

Реплика из зала.

Ведущий попросил соблюдать установленный порядок.

Подводя итог, Жовнерчук И.С. сделала вывод, что необходимо помнить, что все совершаемое сегодня, имеет определенные последствия в будущем, а будущее - это молодежь.

Приглашая следующего выступающего, Ведущий напомнил, что предметом слушаний является ОВОС строительства и эксплуатации энергоблоков № 3 и 4 Ростовской АЭС и попросил не отклоняться от данного предмета слушаний.

7. Долженко Александр Николаевич (ОП президент ГОО ВАП, регистрационный номер -1745).

Дал свою оценку важности обсуждаемого вопроса. Все мы знаем, что период митинговщины и огульных общих обещаний прошел. Нас призывают жить в правовом государстве и четко руководствоваться законами, развивать эти законы, и наше законодательство должно быть лучше, чем вчера. Сегодня мы обсуждаем важнейший вопрос строительства и эксплуатации 3 и 4 энергоблоков АЭС и в целом общее развитие атомной энергетики, которые регламентируются законом от 20.11.1995г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Данный документ претерпевал изменения 12 раз. На сколько, сегодня он сориентирован на гражданина, на его социальную защиту и сохранность его имущества, если не дай бог, что случиться? Отметил, что это задача Волгодонских и донских парламентариев, и Правительства Российской Федерации. Обратил внимание присутствующих, что население увлекали социальными льготами, а теперь в Законе «Об использовании атомной энергии» статьи 17 и 18, посвященные социальным гарантиям, утратили силу.

8. Стадников Виктор Федорович (Председатель Общественной палаты, регистрационный номер -1034).

Отметил, что выступления о масштабности такого мероприятия, как строительство Ростовской станции захлопываются участниками общественных слушаний. Специалисты подсчитали, если будут работать 4 энергоблока, то станция будет эксплуатироваться более 100 лет. Подчеркнул, что сегодня мы принимаем решения, которые повлияют на судьбу наших правнуков. Сейчас, как никогда, надо находить решения для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан 30-ти километровой зоны АЭС. Не получены ответы на вопросы о создании социальной инфраструктуры при строительстве Ростовской АЭС, о льготах за электроэнергию для населения. Главные ответчики – наши народные избранники, депутаты, которые давали обещания во время избирательной компании. Результатом всех предвыборных обещаний стали потерянные льготы и социальные гарантии, необходимо потребовать восстановления всех социальных льгот и гарантий и в течение месяца совместно с атомщиками решить все проблемы.

9. Усов Алексей Алексеевич (Президент ассоциации строителей г.Волгодонска, регистрационный номер -1759).

Отметил важность обсуждаемого вопроса. Дал собственную оценку материалов ОВОС. Высказался, что строительство АЭС нельзя остановить, данное решение было принято на уровне Правительства РФ, альтернативы атомной энергии нет и препятствовать прогрессу глупо. В то же время население должно принять посильное участие в обеспечении безопасности строящейся станции.

Отметил, что в последние время у горожан сформировалось отчужденное отношение к атомной станции, хотя ранее, когда горожане знали, кто является подрядчиком, знали начальников бригад, отношение было иным. Выступил от Ассоциации строителей города с предложением на базе разрозненных строительных организаций г. Волгодонска сформировать Консорциум (руководителем которого назначить Дядюса Николая Николаевича), на который будет возложено не менее 30 процентов строительно-монтажных работ на атомной станции. Тогда АЭС будет детищем города. Напомнил о положительных факторах, которые несет с собой АЭС, а также о возможности положительно решить вопросы о социальных льготах и гарантиях при строительстве Ростовской АЭС.

10. Криволапое Владимир Леонидович (заместитель Председателя Волгодонской городской организации инвалидов Чернобыля, регистрационный номер -1757).

Остановился на организации медицинского обслуживания населения и работников атомных станций в целом и Ростовской станции в частности. Призвал уже сейчас решать вопросы о медицинском обслуживании, в том числе с участием представителей ФМБА.

11. Решетов Владимир Вениаминович (регистрационный номер -724).

Выступил от лица членов Клуба моряков-подводников, сообщив, что выступает в поддержку планов строительства дополнительных энергоблоков Ростовской АЭС. Отметил важность и значимость ядерной энергетики. Обратился к представителям органов власти, общественных организаций и населению в целом с призывом не заниматься пустой критикой в адрес атомной станции, а оказывать посильную помощь. Отметил, что безопасная и безаварийная эксплуатация возможна только, если на станции будут работать высокоответственные специалисты. Сообщил, что представляемый им Клуб является инициатором подписания соглашения между Ростовской АЭС и соединением атомных подводных лодок Северного флота, целью которого будет привлечение для работы на станцию офицеров-подводников, увольняющихся в запас, и такая практика уже имеется. Сообщил о необходимости уже со школы готовить специалистов, которые смогли бы работать на атомной станции. Такие мероприятия позволят обеспечить безопасность как уже существующего, так и строящегося энергоблоков Ростовской АЭС.

12. Пыряев Виктор Васильевич (д.э.н., заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии ВИ ЮРГТУ, регистрационный номер -1748).

Рассказал об изменении экономических показателей при строительстве и эксплуатации атомной станции. Дал характеристику и проинформировал о возможном изменении налоговых поступлений в бюджет региона, местный бюджет. Подводя итог, высказал мнение, что строительство и ввод в эксплуатацию энергоблоков № 3 и 4 будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в регионе.

13. Мирзоян Арсен Вячеславович (Азовский НИИ рыбного хозяйства, регистрационный номер -1443).

Отметил, что Волгодонская АЭС и водоем-охладитель представляют собой единую природно-техногенную систему, требуется постоянный биологический контроль. Биологическая мелиорация - необходимый элемент поддержания функционирования экосистемы водоема-охладителя. Атомная станция производила зарыбление водоема-охладителя. Удалось снизить зарастаемость поверхности водоема охладителя с 80 % до 17 % в настоящий момент. Таким образом, биологическая мелиорация показала себя с лучшей стороны и в дальнейшем при пуске энергоблока № 2 будет продолжена в соответствии с утвержденными планами.

14. Гусев Юрий Иванович (Начальник МУ «Управление ГО и ЧС» Администрации г. Волгодонска, регистрационный номер - 1756).

Проинформировал участников общественных слушаний о том, что Федеральный закон от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает за гражданами РФ право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Подчеркнул, что Распоряжением Правительства РФ от 9 декабря 2005 года № 2186-р Волгодонская АЭС отнесена к организации, эксплуатирующей особо радиационно-опасный и ядерно-опасный объект. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2006 № 411-РС для ВоАЭС определен уровень угрозы - Федеральный (1 класс опасности).

Сообщил, что ст. 22 Федерального закона от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» закрепляет за гражданами право на радиационную безопасность, которая обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения и выполнения организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению безопасности. Статья 14 вышеназванного Федерального закона одним из требований к обеспечению радиационной безопасности устанавливает за эксплуатирующей организацией обязанность «планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности» и «обеспечить реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности».

Выполнение комплекса мероприятий по защите населения предусматривают «Строительные нормы и правила инженерно- технических мероприятий гражданской обороны» (СНиП 2.01.51-90) и «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» (СанПиН, 2.6.1.24-03, утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 23.04.2006 №69).

Отметил, что на совместном совещании 30.01.2008 г. (протокол № 4) было предложено включить в перечень исходных данных и требований при разработке ИТМ ГО проекта строительства второй очереди (3-й и 4-й энергоблоки) РО АЭС модернизацию и строительство дорожной сети для обеспечения эвакуационных мероприятий в течение нормативного времени -4 часа, а именно:

- строительство третьего транспортного мостового перехода через залив (ул. Лазоревая - ул. Прибрежная);

- участок дороги по Жуковскому шоссе, ул. 9-я Заводская с выходом на Сальский разъезд трассы Волгодонск - Зимовники сделать с твердым покрытием;

- дорогу от ВоАЭС до г. Волгодонска перевести в категорию дорог Федерального значения;

- строительство независимого, защищенного централизованного источника водоснабжения с базированием на подземных источниках воды для обеспечения населения г. Волгодонска питьевой водой;

- обеспечение населения г. Волгодонска медицинскими средствами профилактики радиационных поражений (йодной профилактики);

- установку дополнительных 15 электросирен в новой части города на условиях софинансирования.

Все это должно быть осуществлено, в соответствии с требованиями вышеназванных федеральных законов, за счет собственных средств АЭС, поскольку нормы федерального закона имеют императивный характер и подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» подготовка и ведение гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время (п. 2 ст. 4 Закона).

СНиП 2.01.51-90 также устанавливают, что инженерно-технические мероприятия гражданской обороны должны разрабатываться и проводиться заблаговременно, в мирное время.

Таким образом, отказ руководства ОАО «Концерн «Энергоатом» и его филиала - ВоАЭС по принятию необходимых мер по защите населения и территории г. Волгодонска не обоснован ссылками на федеральное законодательство, как имеющее высшую юридическую силу перед Федеральным законом от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Обращает на себя внимание позиция руководства АЭС, ставящей вопрос обеспечения радиационной защиты членов семей персонала АЭС, являющихся жителями города, приоритетным по отношению к остальной (причем большей) части населения города.

Особо отметил, что все жители города, в том числе и члены семей персонала АЭС, имеют одинаковое право на обеспечение радиационной безопасности, поскольку Конституция РФ (п. 2 ст. 18) гарантирует равенство прав граждан и запрещает любые формы ограничения этих прав.

В связи со строительством второго энергоблока, а в последующем 3-го и 4-го энергоблоков и пуском их в эксплуатацию, уровень опасности особо радиационно-опасного объекта - Волгодонской АЭС, для населения и территории города значительно возрастает.

Подводя итог сказанному, отметил, что считает обоснованным включение предложений Администрации города на совместном совещании 30.01.2008 г. (протокол № 4) в перечень исходных данных и требований при разработке ИТМ ГО проекта строительства второй очереди РоАЭС (3-4 энергоблоки). А именно: 1) модернизацию и строительство дорожной сети для обеспечения эвакомероприятий в течение нормативного времени - 4 часа (СНиП 2.01.51-90 пункт 3.5) и в частности: строительство третьего транспортного мостового перехода через залив (ул. Лазоревая - ул. Прибрежная); участок дороги по Жуковскому шоссе, ул. 9-я Заводская с выходом на Сальский разъезд трассы Волгодонск - Зимовники сделать с твердым покрытием; дорогу от ВоАЭС до г. Волгодонска перевести в категорию дорог Федерального значения. 2) строительство независимого защищенного централизованного водоснабжения с базированием на подземных источниках воды для обеспечения населения города питьевой водой (СНиП 2.01.51-90 пункт 4.13); 3) установку дополнительных электросирен для 100% оповещения населения об аварии на АЭС (СНиП 2.01.51-90 пункт 4.6), (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» ст. 19); 4) обеспечение населения города медицинскими средствами профилактики радиационных поражений (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» ст. 19).

15. Денисов Владимир Николаевич (Начальник отдела защиты Департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Администрации Ростовской области, регистрационный номер -1711).

Рассказал участникам общественных слушаний, что на территории Ростовской области находится очень много потенциально-опасных объектов, в том числе, к ним относится и АЭС: геолого-опасных объектов - 5 объектов; химически-опасных - 100 объектов; пожароопасных более 1000 шт.; 170 гидротехнических объектов. Мероприятия по обеспечению защиты и безопасности, как персонала, так и населения, проводимые Волгодонской АЭС и ОАО «Концерн Энергоатом», одни из самых лучших среди тысяч опасных объектов на территории Ростовской области. Все необходимые мероприятия при строительстве первого энергоблока были в свое время полностью выполнены.

Подводя итог своему выступлению, отметил, что мероприятия, предусмотренные законодательством и записанные в протоколе № 4 от 1.02.2009 года, по городу Волгодонску, Зимовниковскому и Дубовскому районах при строительстве энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС подлежат выполнению в полном объеме, в том числе и те мероприятия, которые озвучил предыдущий докладчик (Гусев Ю.И.).

Приглашая следующего выступающего, Ведущий сообщил, что в Президиум поступают записки с просьбой прекратить выступления и перейти к ответам на вопросы участников общественных слушаний. Ведущий отметил, что для выступлений записано еще 8 человек и в соответствии с Регламентом общественных слушаний все они получат время для доклада и лишь потом последуют ответы на вопросы участников слушаний.

16. Ожаровский Андрей Вячеславович (Экозащита, регистрационный номер - 21).

Выразил солидарность с теми лицами, которые выступают против развития атомной энергетики. Остановился на положениях представленного предварительного варианта материалов ОВОС. Сослался на опыт ФРГ, сообщив присутствующим, что в Германии и США рядом с АЭС зафиксирован рост заболеваемости детей белокровием (данные Европейского журнала рака за январь-февраль 2008 год), рост данного заболевания отмечается спустя 5-6 лет после ввода АЭС в эксплуатацию. Дети страдают от выбросов трития, о которых никто не говорил из докладчиков. В ОВОСе эти исследования должны найти место. В озерах г. Удомля Тверской области оказалось большая концентрация трития, больше допустимых значений в 20 раз. Про проектные и запроектные аварии в материалах ОВОС умолчали, на этих разделах сэкономили. В Китае на АЭС предусмотрели ловушки для улавливания расплавов активной зоны, а в материалах ОВОС Ростовской АЭС этого нет. Необходимо предусмотреть в дальнейшем и уделить особое внимание этим видам защиты. ОВОС должен содержать положения об отходах производства, в нашем случае - отработавшее ядерное топливо. Высказал мнение, что вывод из эксплуатации блоков плохо прописан, противоречит федеральному законодательству. Более того, в материалах ОВОС отсутствуют данные о количестве ОЯТ, нет их состава. В проекте строительства АЭС должны быть прописаны меры по выводу объекта из эксплуатации, в представленном на слушания предварительном варианте материалов ОВОС эти меры не содержатся.

Подводя итог, высказал мнение, что представленный вариант материалов ОВОС поддержать нельзя, поскольку он противоречит законодательству. ОВОС необходимо отклонить и отправить на доработку.

17. Баскакова Любовь Ивановна (ЗАО «Энергостройсервис», регистрационный номер - 994).

Выступила с обращением к руководству Волгодонской АЭС, поводом для которого послужила публикация в газете о существующем долге по налогам и сборам ООО «Донстройхолдинг» и о не выплате заработной платы работникам свыше трех месяцев. Сообщила участникам общественных слушаний, что три организации, выполнявшие строительно-монтажные работы на Волгодонской АЭС, не имели лицензий на осуществление этих видов работ.

Реплики из зала.

Ведущий попросил соблюдать установленный порядок. Предоставила выступающей 3 минуты для завершения выступления.

Завершая свое выступление, пожелала руководству станции впредь при выборе подрядчиков строительства АЭС руководствоваться не только здравым смыслом, но и общественным мнением. Не допускать организации с сомнительной репутацией к работам на АЭС.

18. Мустафин Альберт Исхакович (регистрационный номер - 1212).

Отметил, что по итогам прослушивания основного докладчика Проектировщика Чистякова В.Н. у него возник ряд вопросов. Во-первых, проектировщиком не учтен факт того, что за 40 лет, прошедших с начала запуска проекта в серию, изменились характеристики самолетов. Так проектом предусмотрено, что энергоблок защищен от падения самолета весом - 20 тонн, в то время как сейчас современные самолеты весят 35-40 тонн. Проект не учитывает глобальные климатические изменения, происходящие в последние десятилетия. Во-вторых, проект не предусматривает положений, касающихся физической защиты станции, в том числе террористическую угрозу. В-третьих, не предусмотрена утилизация отработавшего топлива. В-четвертых, необходимо восстановить финансовые льготы для населения 30-км зоны. Таким образом, представленный проект необходимо дорабатывать.

19. Крючкова Александра Федоровна (регистрационный номер -545).

Сообщила, что отходы топлива в мире еще не научились перерабатывать, многие страны отказались от переработки, в том числе, США. Большинство стран закапывают отходы в труднодоступных местах, где не проживают люди. Период распада отходов - 24000 лет. Призвала собравшихся не покупать свое здоровье за деньги. Подводя итог своему выступлению, выразила надежду на то, что энергоблоки № 3, 4 Ростовской АЭС строить не будут.

20. Крахмальный Иван Петрович (Председатель совета ОД «Волгодонский», регистрационный номер - 1423).

Отметил, что материалы ОВОС необходимо серьезно дорабатывать по ряду причин. Во-первых, Цимлянская ГЭС находится в аварийном состоянии, поэтому в проекте ОВОС необходимо предусмотреть средства на ремонт Цимлянской ГЭС. Во-вторых, необходимо создать общественный совет за состоянием АЭС из представителей Администрации Ростовской области, города Волгодонска и атомщиков. Только этот координационный орган позволит выправить ситуацию.

Реплики из зала.

Ведущий попросил соблюдать установленный порядок, сообщил, что все желающие могут записаться на выступление с собственным докладом. В соответствии с Регламентом слушаний будут выслушаны все докладчики.

21. Скляренко Сергей Петрович (священник благочинных приходов Волгодонского округа, регистрационный номер - 1583).

Поприветствовал всех собравшихся, рассказал участникам общественных слушаний о том, что более 100 храмов было утоплено на дне Цимлянского водохранилища при его строительстве. Люди, занимающиеся разработкой проекта очень компетентные специалисты, в чем все сегодня смогли убедиться, слушая их доклады. Вместе с тем, было и много невежественных выступлений, за многие из них стыдно. Отметил, что хочет предупредить и предостеречь от равнодушия. Подводя итог своему выступлению, отметил, что строительство энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС необходимо региону, если на них будут работать люди высоко духовно нравственные и не безразличные к своей судьбе и судьбе своей страны. Выразил убежденность, что все в руках Бога.

22. Лукьянов Николай Петрович (пенсионер, регистрационный номер-1189).

Кратко остановился на не затронутых вопросах в ходе обсуждения, а именно на незаконности форсирования так называемого «атомного ренессанса» хотя нормы закона об использовании атомной энергии остались с 1995 года неизменными. Отметил, что с мая 1964 года на дне Цимлянского водохранилища лежит неразорвавшийся снаряд, поинтересовался, что предполагается сделать для его обезвреживания. Сообщил, что на юге России существует переизбыток энергетических мощностей и атомная энергетика не нужна в такой ситуации.

23. Толстошеий Петр Андреевич (ветеран, регистрационный номер - 1760).

Сообщил участникам общественных слушаний, что выступает от группы ветеранов Комсомола и КПСС г. Волгодонска, полный доклад представлен в секретариат.

Подчеркнул, что принятые законы РФ «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии», сегодня не гарантируют социальную защиту и льготы. Работа АЭС в штатном режиме неизбежно сопровождается ионизирующим излучением, которое создается при радиоактивном распаде. Со строительством 3 и 4 блоков ионизирующее излучение увеличивается в разы. Законы есть, деньги приходят в область, но к нам не попадают.

На сегодня распределение налоговых поступлений от РоАЭС производится: в Федеральный бюджет — 4%; в бюджет г.Волгодонска - 9%; в бюджет области - 87%.

Предложил свой вариант распределения налоговых отчислений между федеральным, областным и муниципальным бюджетами: в бюджет города должно поступать 50% средств налоговых поступлений.

Отметил, что принятые законы РФ и иные акты РФ по использованию атомной энергии предусматривают защиту населения, отдельных лиц, окружающей среды, от радиационной опасности и гарантируют социально-экономические компенсации за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска. Вопросы социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесению убытков их имуществу от радиационного воздействия на уровне федерации законодательно не решены. Требуется ряд подзаконных актов Правительства РФ и Администрации Ростовской области.

Предложил, ввести обязательное страхование всех жителей города. Наличие финансового обеспечения и выданных страховых полюсов должно являться обязательным условием для получения разрешения (лицензии) на строительство и эксплуатацию ядерных установок. Восстановить льготный тариф за пользование электроэнергией на бытовые нужды в размере 50 процентов от установленного тарифа. Отметил, что оставшиеся денежные средства должны распределяться между г. Волгодонском и областью по соглашению сторон соответственно 50% на 50%. Устранить посредников для уменьшения цены на электроэнергию вырабатываемую АЭС для жителей Волгодонска.

Выразил надежду, что при строительстве 1 и 2 блоков АЭС в сметы на строительство АЭС будут включаться затраты на сооружение объектов социальной сферы, для населения проживающих в 30 км. зоне наблюдения, в размере 10% от капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, кроме - затрат на жилищно-гражданское строительство. Продолжить финансирование этих программ, т.к. законы не отменены.

Подводя итог своему выступлению, сообщил, что население должно бороться за свои права. АЭС надо закрыть, так как не соблюдаются законы.

24. Чиж Валентина Александровна (регистрационный номер -1286).

Высказала свое отношение к проведению общественных слушаний. Отметила, что атомную станцию закрывать нельзя, строить новые блоки необходимо. Главное - чтобы строительство осуществлялось под контролем всех надзорных органов, а АЭС была бы более информационно открыта.

25. Яцков Владимир Борисович (регистрационный номер -1764).

Высказался по поводу организации общественных слушаний в Волгодонске.

Реплика из зала.

Отметил, что считает ОВОС не проработанной. Строить энергоблоки № 3, 4 Ростовской АЭС можно только в том случае, если это абсолютно безопасно. В настоящее время технические решения для безопасного строительства и эксплуатации АЭС имеются, нужно только этим воспользоваться. Использовать воды Цимлянского водохранилища недопустимо. Рыба вымирает уже сейчас. Необходимо перерабатывать ОВОС, делать его более профессиональным и с привлечением независимых экспертов.

Участниками слушаний были заданы вопросы по заслушанным докладам и получены ответы докладчиков.

Вопрос (Арутюнян Борис Сергеевич, регистрационный номер - 725):

- В связи со строительством и вводом в дальнейшем в эксплуатацию 2, 3 и 4 блоков сколько, в среднем, появится рабочих мест, какова будет средняя заработная плата?

- Хватит ли работников для обеспечения безопасной работы станции, учитывая особое расположение в неспокойном Южном регионе?

Ответ (Конышев Игорь Валерьевич, Директор Департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом»):

- Количество работающих увеличится в 4 раза. Если сейчас около 1000-1100, то будет около 4000 человек. Средняя заработная плата на конец 2008 года на Волгодонской АЭС составляла 38-39 тыс. рублей. Работников для обеспечения безопасности и физической защиты станции, безусловно, хватит.

Вопрос (Бурыкина Н.П., регистрационный номер -120):

- Коль такую прибыль город имеет от АЭС, почему же нет повышения зарплат бюджетникам, в частности учителям (они самые нищие в городе)?

Ответ (Конышев Игорь Валерьевич, Директор Департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом»):

- Вопрос скорее нужно задать к властям Ростовской области и города Волгодонска. Мы скорее в этой ситуации выступаем как налогоплательщики, на распределение налогов мы влияния не имеем.

Вопрос (Шуркина Елена Александровна, регистрационный номер - 728): var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Просмотров: 791 | Добавил: xcleth | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031