Главная » 2013 » Март » 30 » АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
04:25
 

АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1251874776_yekspertiza.jpg Эффективная экономика и Требовательная экология - реальность XXI века!

Значимость этих неразрывно связанных направлений в человеческой деятельности понимают практически все. Но априори, когда дело доходит до реализации проектов по строительству крупных, но опасных объектов, при их экономической привлекательности и необходимости, часто всё происходит вопреки здравому смыслу и пониманию.

Согласно действующему экологическому и природоохранному законодательству все вновь возводимые и реконструируемые объекты федерального или местного значения обязаны проходить государственную и/или общественную экологическую экспертизу, независимо от их экономической выгоды и назначения. Обе экспертизы, государственная и общественная, согласно Федеральному Закону «Об экологической экспертизе» имеют равную юридическую силу.

Тем не менее, как показывает практика последних лет, при реализации крупных проектов в Приморье, таких как:

- строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВС-ТО) - заказчик госуд. «АК «Транснефть»;

- строительство «РН-Приморский нефтеперерабатывающий завод» - заказчик госуд. «НК «Роснефть»;

- строительство предприятия «Завод по переработке отходов и производству строительных материалов» - заказчик Администрация г.Владивостока,

а также и других объектов, которые, безусловно, будут оказывать значительное влияние на экологическую безопасность окружающей среды и здоровье населения, экологическая общественность встречает упорное нежелание и сопротивление заказчиков предоставлять предпроектные и проектные материалы, в первую очередь документы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), на независимую общественную экологическую экспертизу, как это прямо указано в Федеральном Законе. 1251874783_sudya.jpg Примером служат затяжные судебные споры экологических общественных организаций с ОАО «АК «Транснефть», которые начались в 2003 году после отказа заказчика представить необходимые документы, и длятся по настоящее время в Бурятии, в Якутии, Хабаровском и Приморском краях. Так только по одному объекту «ВС-ТО» в Приморском крае, строительству морского терминала, в течение 4-х лет прошло более 50 судебных разбирательств, вплоть до Верховного суда РФ.

Тем не менее, Президиум Высшего Арбитражного суда в принудительном порядке постановил и обязал ответчиков - ОАО «АК «Транснефть» и Управление «Росприроднадзор» по Приморскому краю предоставить все материалы и необходимую нормативную документацию общественной экспертной комиссии ДВМЭОО «Зеленый Крест».

1232518335_rubli.jpgВ итоге ответчик понес крупные материальные убытки, исчисляемые десятками миллиардов рублей, так как его вынудили изменить маршрут конечного пункта нефтепровода «ВС-ТО» из бухты Перевозная, расположенной в границах рекреационной зоны и трех особо охраняемых природных территорий: заказник «Барсовый», заповедник «Кедровая падь» и Морской государственный заповедник ЮНЕСКО, в бухту Козьмино под городом-портом Находка в Приморском крае.

Бездумно затраченных государственных средств с миллиардными потерями можно было избежать, если бы ОАО «АК «Транснефть» еще в 2002 году, до начало строительства, учло на общественных слушаниях по «ВС-ТО» замечания и возражения экологов, а позже предоставило им предпроектные и проектные материалы для экспертной экологической комиссии, состоящей из независимых, авторитетных и компетентных ученых Российской Академии Наук, а также специалистов из других научных учреждений региона.

Аналогичная судебная тяжба, которая тянулась более 2-х лет, возникла со строительством опасного объекта в жилом массиве Владивостока - «Завода по переработке отходов и производству строительных материалов».

Примечательно и парадоксально, что рабочий проект и привязку к жилому массиву этого опасного объекта изготавливал ФГУ «ГУ ДВО ВНИИ охраны природы» - крупнейший проектный институт, занимающийся экологическим проектированием на территории Дальнего Востока. Это государственное учреждение работает в системе государственного управления охраной природы почти 50 лет.

Практически уже построенный завод, стоимостью свыше 70 млн. руб. муниципальных средств, без Заключений государственной и общественной экологических экспертиз был остановлен и запрещён к эксплуатации по Решениям суда. Кроме того, арбитражным судом было постановлено все предпроектные и проектные документы строительства в принудительном порядке предоставить на общественную экологическую экспертизу.

1233797672_neftjanojj-terminal.jpg

Аналогичная ситуация сложилась и со строительством одного из крупнейших опасных объектов в Приморском крае и стране - «РН–Приморский нефтеперерабатывающий завод» стоимостью свыше 150 млрд. руб., заказчиком которого, как упоминалось выше, является ОАО «НК «Роснефть».

Руководство объекта принимало все меры, чтобы воспрепятствовать компетентным экологам и специалистам «Зеленого Креста», а также общественности Партизанского района г.Находки, ознакомиться с документами по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), в результате чего экологическая организация вынуждена была обратиться в суд. В соответствии с Решением Арбитражного суда Приморского края от 15 июня 2010 года ответчик ОАО «НК «Роснефть» обязан представить на общественную экологическую экспертизу проектную документацию строительства этого опасного объекта.

Примечательно, что заказчик строительства ОАО «НК «Роснефть» вторично предъявил на государственную экологическую экспертизу материалы по проекту объекта «Приморский нефтеперерабатывающий завод», так как в марте 2010 года руководителем Ростехнадзора РФ уже утверждено одно отрицательное заключение государственной экспертной комиссии.

А вот экологам-общественникам ни коммерческие, ни государственные структуры упорно не желают представлять документацию.

Руководители коммерческих организаций, когда получают уведомление о начале проведения общественной экологической экспертизы, почему-то сразу, имея разрешительные документы от Роспотребнадзора и других надзорных органов, начинают переоформлять все документы по строительству или реконструкции объектов, которые без сомнения представляют угрозу здоровью населения и экологической безопасности.

Но как расценить полную безответственность крупных государственных чиновников, которые идут на прямые нарушения законодательства «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Градостроительного Кодекса РФ и других законов федерального и местного уровней? Что это - элементарная правовая неграмотность, правовой нигилизм, пренебрежение к общественности и закону или коррупция, которая поразила общество и является смычкой при общности корпоративных интересов и частного капитала?

Экологическая и широкая общественность не сомневается в экономической целесообразности и необходимости строительства промышленных объектов для Дальнего Востока, но только требует, чтобы они возводились с учетом их мнения, конституционных прав, и главное, с учетом требований экологического и природоохранного законодательства.

Все лица, принимающие в нарушение закона ответственные решения, связанные с экологической безопасностью, должны нести суровую административную и уголовную ответственность за правовые последствия, которые вызывают крупный ущерб, исчисляемый в миллионы, десятки и сотни млрд. руб. государственных, народных средств.

Вывод: Во исполнение ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ государственным предприятиям, федеральным органам и Правительству РФ необходимо специальным федеральным законом или указом Президента циркулярно запретить препятствовать участию общественности и населения при обсуждении строительства или реконструкции объектов всех уровней, потенциально опасных и вредных для окружающей среды и здоровья населения, тем самым реализуя принципы свободы, гласности и российской демократии.

© Александр Коннов

Просмотров: 375 | Добавил: xcleth | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031